Главная » Эмкэ

Эмкэ

1. Наименование объекта

Технология изготовления традиционной эвенкийской люльки эмкэ в п. Тура Эвенкийского района Красноярского края

2. Краткое название объекта

 Эмкэ

3. Краткое описание

Эвенкийская люлька — сложный предмет, состоящий из 2 предметов: временного берестяного футляра буку (берестяной футляр, сшитый и скомбинированный из бересты и ткани, в который «упаковывался» спелёнатый малыш до 2-3 мес.) и постоянного деревянного корпуса. Постоянная деревянная люлька эмкэ предназначалась для младенца от 2-3 месяцев до 2-3 лет. Берестяную часть шила мать, деревянную изготавливали отец или дед. Люлька использовалась зимой и летом, для сохранения тепла на дерево надевали тэпку, чехол из ровдуги (замша из оленьей или сохатиной шкуры) или камуса с мелким ворсом, который защищал от дождя и ветра. Ребёнок в ней может как лежать, так и находиться в сидячем положении, если приподнять верхнюю головную деталь люльки.

4. Фотография для обложки проекта 01 эмкэ в камусном чехле

5. ОНКН Категория

IV. Традиционные технологии

 5. Изготовление традиционной одежды, обуви, аксессуаров

6. Этническая принадлежность

Эвенки

7. Конфессиональная принадлежность

Православные

8. Язык

Эвенкийский

9. Регион

Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура

10. Ключевые слова: Красноярский край, Эвенкия, Тура, люлька, эмкэ, эвенки, буку, дюпты, тэпку, колыбель, люлька

11. Полное описание объекта

Эвенкийская люлька представляет собой уникальный предмет, сочетающий элементы материальной и духовной культуры древнейшего народа. Она приспособлена к кочевому образу жизни, отличается удобством применения в естественной среде. Эвенкийская люлька, или эмкэ, имеет параллельное название — дюпты (с эвенк. языка – двойной, состоящий из двух однородных предметов)

Эвенкийская люлька действительно сложный предмет, состоящий из 2 частей: временного берестяного футляра буку (берестяной футляр, сшитый и скомбинированный из бересты и ткани, в который «упаковывался» спелёнатый малыш от рождения до 2-3 мес.) и постоянного деревянного корпуса из сосны, осины или ели. Постоянная деревянная люлька эмкэ предназначалась для младенца от 2-3 месяцев до 2-3 лет. Люлька использовалась зимой и летом. В холодное время для сохранения тепла на дерево надевали тэпку, чехол из ровдуги или камуса с мелким ворсом, который защищал от дождя и ветра. Ребёнок в ней может как лежать, так и находиться в сидячем положении, если приподнять верхнюю головную деталь люльки

Сшить буку женщина была должна сразу после рождения ребёнка. Для изготовления буку нужна вываренная эластичная береста, жильные нитки, ткань или ровдуга. Детали сшивались корнями черемухи, кедра, сухожильными нитями, ровдужными ремнями и др. Считалось, что первые несколько месяцев жизни ребёнок «нечистый», поэтому временную колыбель не разрешалось подвешивать к шестам чума. По истечении срока использования буку обычно сжигали

Постоянный древянный корпус делал отец или дед ребёнка, если не сохранилось старого (от других детей). Эмкэ состоит из 2 дугообразных дощечек – бортиков, дно люльки — из 5-6 поперечных дощечек или из двух продольных, верхняя (головная) часть дна делалась из ровдуги

Если колыбель была новой, над ней совершали обряд очищения. На дно колыбели или под неё клали нож, клыки и когти хищных животных, щенка, что-нибудь острое для защиты от злых духов. Дуга для полога над изголовьем позволяла устанавливать меховой или ровдужный полог, который защищал от холода. Постоянную колыбель никогда не сжигали, за исключением случая, когда в ней умер ребёнок. Т.М. Сафьянникова пишет, что деревянная люлька передавалась по наследству, поэтому готовилась на долгие годы – прочно и с декоративными украшениями. Снаружи к головной и боковым частям, а также под изголовьем подвешивали с магической целью разного рода подвески: передние нижние зубы копытных животных, чтобы ребёнок был хорошим охотником; зубы медведя, лисиц, белок, горностая, чтобы легко лазил по горам и побеждал врагов, как медведь; два изображения людей, чтобы заменять душу ребёнка, когда та во время сна выходила путешествовать, охранять и успокаивать его; изображения птички, жабы и лягушки, чтобы они предохраняли от расстройства желудка; изображение кукушки из ровдуги, чтобы оно способствовало росту ребенка; монеты и кружки, подвешенные под изголовьем, обозначали будущий достаток и богатство; напёрсток и кусочки тряпок (у девочек), чтобы дочка была хорошей рукодельницей, лучок со стрелами (у мальчиков), чтобы сын был хорошим стрелком. Все подвески при движении колыбели брякали и усыпляли ребенка. Когда он вырастал из колыбели, эти подвески пришивали ему на пояс и спинку кафтанчика

Ребёнок практически не покидал колыбель, поэтому её всегда оборудовали устройством для удаления нечистот. В ножной части эмкэ в специальный вкладыш-лоточек из бересты с невысокими бортиками насыпали кучу ‑ очищенные, прогретые и высушенные белые древесные гнилушки, перетёртые в порошок. Кучу, обладающая высокой способностью впитывать влагу, занимала всё пространство между ног ребёнка, от паха до пяток. Пеленали только часть тела ниже пояса. В походных условиях, зачастую на морозе, эту половину тела разворачивали, удаляли «связанные» кучу продукты жизнедеятельности малыша, вместо них подгребали другую порцию, и можно было не сомневаться, что ребенку было всегда тепло и сухо. Кроме того, кучу довольно широкой дорожкой насыпали от изголовья до ног на подстилку – стёганую заячью шкурку

Во время «оседлого» периода колыбель обычно подвешивали в жилище с помощью специального крюка. К эмке снизу привязывали один конец верёвки, а второй ‑ к палке, за которую зыбку можно покачивать ногой, не отрываясь от работы. Высокие борта и переплёт ремешков не позволяют ребёнку выпасть из люльки. Эмкэ удобна для переноски на плечах. Ровдужный чехол защищает от ветра и дождя. Во время переездов такую люльку навьючивали наперевес с потакуем с другой стороны оленя

Когда ребёнок вырастал, колыбель хранили в амбарах, на лабазах, она переходила по наследству в родственных семьях. Колыбель воспринимали как микрожилище, как некий «дом в доме». Держали детей в колыбелях очень долго, до 2-3 лет. Существовало поверье, что ребёнок, начавший рано ходить, долго жить не будет. Потребность в движении младенец мог реализовать только выпрямляя ноги и упираясь головой в изголовье

Удыгир Надежда Константиновна, жительница п. Чиринда Эвенкийского муниципального района, отметила, что в настоящее время нет мастеров, которые умеют изготавливать люльки, т.к. в них нет острой нужды. Сегодня эмкэ используют только в малых факториях Эвенкии те, у кого она сохранилась от предыдущего поколения. Риск исчезновения эмкэ достаточно велик, он связан с изменением образа жизни северных народов: в первой половине ХХ века эвенки постепенно стали переходить на оседлый образ жизни вместо кочевого.

Форма бытования аутентичная

Заготовка и обработка бересты для изготовления берестяного вкладыша — буку. Заготавливали бересту летом, когда кора с легкостью отделяется от ствола. Сначала кору на дереве слегка надсекали топором и проверяли, хорошо ли отходит «рубашка». Затем пальмо´й (острый нож на длинном древке) проводили ровный вертикальный надрез, начиная его как можно выше. Пальмой и специальными деревянными лопаточками кору осторожно отслаивали от ствола вкруговую. Таким способом снимали несколько рулонов. Бересту тут же, на месте, очищали от лишайников, крупных черных наростов, отслоившихся лоскутов. Разводили костёр и жгли в нём дрова из прелой, гнилой древесины, чтобы жар был не сильным, но устойчивым и равномерным, разворачивали рулон бересты и медленно двигали над огнём, чтобы сгорели все свисающие с бересты ленточки и лохмотья, похожие на папиросную бумагу. Ножом очищали её от наростов, глазков, бородавок, оставшихся от сучьев, а затем, еще не остывшую, сворачивали в рулон, но уже внутренней стороной наружу. Скатывали все рулоны как можно туже и крепко перевязывали их по отдельности лыком из тальника. В самый большой котёл наливали воду и ставили туда рулоны как можно плотнее. Длинными полосами бересты, укладывая их от стенки до стенки котла через верх, друг на друга, крест-накрест, закрывали рулоны, создавая своеобразный чехол. Щели и отверстия затыкали мхом, обвязывали лыком или корнями лиственницы, чтобы пар не выходил наружу. Края котла также плотно обкладывали мхом, предварительно вставив в котёл палочку, которая затыкала импровизированное контрольное отверстие, через которое можно было наблюдать уровень воды и по мере надобности доливать ее. Очаг устраивали на довольно крутом склоне горки, где выравнивали площадку под костер, в результате чего с одной стороны очага образовывались отвесные грунтовые стенки. Дно очага выкладывали крупными камнями, между которыми разводили костер, на камни устанавливали котёл с берестой. В результате достигалась хорошая тяга, костёр горел жарко и ровно. Таким способом бересту варили несколько дней, постоянно доливая в котёл воду. Затем рулоны переворачивали, и процесс варки продолжался. По завершении варки бересту раскрывали и снова чистили, скоблили ножом сначала внутреннюю сторону, а затем, перевернув, также тщательно скребли наружную сторону. На этом процесс подготовки бересты завершался

Деревянную основу для эмкэ делали из тонких, хорошо отполированных и высушенных дощечек из осины, ели или сосны. Борта изготавливали из двух изогнутых досок. Первым делом вырезали две тонкие и очень лёгкие доски. Они основа колыбели, борта в ее головной и ножной частях. Чтобы согнуть заготовку в нужном месте, делали несколько поперечных надрезов, затем доску смачивали водой и десять-пятнадцать минут держали над костром – распаривали. После этого доски становились эластичнее, их легко сгибали в дугу и в таком виде просушивали. На ножной борт шла дуга подлиней, её устанавливали горизонтально, а на головной – более короткая, её располагали под углом. К ножному борту снизу пришивали донные дощечки, к головному – кусок ровдуги. Способ соединения досок такой: концы головного борта накладывались снаружи на концы ножного борта, края их подрезались на уровне дна. Угол соединения 130°. Сгиб ножного борта слегка дугообразен (ширина у ног 16,5 см, посередине 21 см). Длина головного борта — 43 сантиметра, ножного — 46 сантиметров. Высота головного борта — 16,5 сантиметра, ножного — 16 сантиметров. Дно забирали пятью (дощечек может быть меньше или больше) поперечными дощечками, под изголовьем — отверстие овальной формы. Все части между собой плотно сшивали кожаными ремешками. Угол соединения бортов дополнительно скрепляли деревянными шпильками. Такой способ крепления не позволяет изменить угол соединения. С внутренней стороны бортов привязывали ровдужные ремешки для переплетения над лежащим ребёнком. К головному борту привязывали деревянную дужку длиной в 58 сантиметров и толщиной 0,8 сантиметра, в сечении прямоугольной формы. На изгибах бортов привязывали ремешок для подвешивания, который служит и для поддерживания полога чехла. С двух боковых сторон на бортах делали ремешки для ношения люльки через плечо. Общий вес люльки приблизительно три килограмма

Технология выделки камуса для чехла. Сразу после свежевания шкуру, отчистив от жира, растягивали и сушили несколько дней; мелкие шкуры с ног и с головы сушили на палочках – распялках, большие с корпуса привязывали к раме или внутри чума к жердям. Затем, сидя на земле с одной вытянутой ногой, под которую была подвернута шкура, и держа двумя руками скребок, отточенный по наружному краю слегка изогнутый кружок, вставленный основанием между двумя палочками, плотно обвязанными у двух концов, движением по направлению к себе скоблили мездру, постепенно передвигая шкуру. Потом её промазывали смазкой из рыбьей печени или мокрой трухой, складывали и оставляли на два дня, после чего скоблили скребком другого вида: плоским кружком с зазубринами по краю, вставленным основанием в ручку. После этой обработки шкуру дымили для прочности, набрасывая ее на дымовое отверстие чума или на специальное приспособление – нуливун (высокая тренога с жердями, под которыми разводили дымокур, или широкий цилиндр из коры хвойного дерева с дымокуром). При этом следили, чтобы огонь не разгорелся. От длительности копчения зависела непромокаемость шкуры. Некоторые эвенкийки дымили шкуру после разминания. Разминали мялкой кэдэрэ (инструментом в виде слегка изогнутой палки, вдоль которой вставлена тоже изогнутая металлическая пластина с мелкими на вогнутой стороне и двумя ручками). Если в начале обработки движения были прямыми, вдоль вытянутой ноги, то при разминании движения были круговыми: вытянутой правой рукой, начиная от уровня левого плеча в направлении правого бока, делали круговые движения, сгибая правую руку в локте и подводя её к правому боку. Левой рукой только придерживали левую ручку. Некоторые мастерицы, чтобы убрать остатки жира при разминании, посыпали шкуру крошками трухи, а в отдельных местах протирали смолой. При изготовлении ровдуги со шкуры снимали шерсть. Для этого смачивали мех водой с крошками трухи и складывали, оставляли преть в течение нескольких дней. Затем на бревне с подставкой (или уложенном одним концом на землю, другим на ногу) соскабливали мех скребком шидывун, то есть металлической пластинкой с заострённым краем, вставленной в две деревянные ручки или в имевшиеся на концах рукоятки. После соскабливания шерсти шкуру растягивали и привязывали на раму сушить. Дальнейшая обработка её была такой же, как и обычной шкуры

Изготовление ровдужного чехла тэпку для люльки. Чехол, сшитый из ровдуги, плотно обтягивает всю основу. Тэпку, хранящийся в краеведческом музее п. Тура, выглядит следующим образом: в соединительные швы вшито сукно красного цвета. Чехол имеет откидной полог, края которого окаймлены полоской из ситца красного цвета в черный горошек. Вдоль каймы полог орнаментирован двумя пересекающимися линиями, которые образуют фигурные скобки. Линии представляют собой жгутики из белого оленьего подшейного волоса, обмётанные сухожильной ниткой. Они выделены чёрной краской, а пространство между линиями раскрашено в шахматном порядке. Чехол над изголовьем стянут ровдужным ремешком. Вдоль головного борта пришиты три ремешка на равном расстоянии друг от друга. Возможно, к ним были прикреплены амулеты, защищавшие ребенка от болезней, прививавшие определенные черты характера, навыки и умения. С внешней стороны под изголовьем чехол декорирован жгутиковыми швами из оленьего подшейного волоса в виде трех параллельных дуг. Первая дуга представляет собой нашивку. Две нижние дуги по всей длине образуют петли, закрашенные в чёрный цвет. Во второй дуге семь петель, а расположенная в центре петля по размеру больше других. Третья дуга имеет три петли одинакового размера. Все три дуги выделены линиями черной краской. Число три в мировоззрении эвенков имело особое значение. Зимний вариант чехла изготавливается из камуса с низким волосяным покровом (осенним)

Эвенкийские мастерицы кроили шкуру и ровдугу ножом на доске без выкроек. Сшивали шкуру и ровдугу через край сухожильными нитками. При шитье, чтобы в швы не проникала влага, в них подкладывали жгутики из подшейной шерсти оленя

Служебная информация

1. Авторы описания: Асмирассе Роза Васильевна, Эвенкийский районный центр народного творчества, заведующая сектором ДПИ, тел. 8 (39170) 31768, cnt_dpi@tura.evenkya.ru (составление описания, обнаружение, популяризация, организация съемок, фотографирование)

2. Сумаков Валерий Петрович, Эвенкийский районный центр народного творчества, руководитель студии фотовидеотворчества, фотограф (фотосъемка люльки в фондах краеведческого музея)

3. Калинина Светлана Валентиновна, кандидат филологических наук, Государственный центр народного творчества Красноярского края, завотделом народного творчества, тел. 8 (391) 211-82-74 svet.kalin@mail.ru (консультирование, редактирование)

4. Место фиксации

Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район, п. Тура

5. Место хранения

Краеведческий музей п.Тура, номер ЭОКМ, НВ 2874.

6. История выявления и фиксации объекта:

В Эвенкийский краеведческий музей в п. Тура люлька–эмкэ поступила в 1946 году, с того момента по настоящее время ее экспонируют в зале этнографии. Именно об этой люльке идёт речь в описании деревянной основы, даны ее размеры и её фотографии, выполненные В.П. Сумароковым.

Об эмкэ писала Г.М. Василевич в статье «Тунгусская колыбель» (1960 г.) и в монографии (1969 г.) Выходившая позднее литература упоминает о существовании собственно люльки или дает описания различных процессов. Например, процесс снятия бересты с дерева и технология варки описаны в кн. Е.А. Курейской о бересте. Информация о разных элементах технологии располагается в разных источниках, указанных в библиографии. Объект выявлен и описан Р.В. Асмирассе в рамках работы по составлению описаний объектов НКН для электронного каталога

7. Библиография

1. Василевич Г. М. Тунгусская колыбель // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л. 1960. Вып. 19. С. 17.

2.Василевич Г. М. Эвенки. Историко – этнографические очерки XVIII – начало XX в. Л. 1969. С. 123 – 124.

3.Как снять камус и шкуру с оленей головы // Северные просторы. 1991. № 42. С. 33.

4. Карапетова И. А. Традиционные промыслы и ремесла малочисленных народов Севера. Учебное пособие для учащихся 9–11 классов. СПб. 2004.

5. Курейская Е. А. Береста: от ложки до лодки. Из цикла «Уроки предков». Красноярск. 2010. 

6. Монахова З. В. Урикит инин (Жизнь стойбища). Учебное пособие. Красноярск: Сибирский промысел, 2002.

7.Мухачев А. Д., Салаткин В. Г. Экологический календарь эвенков. Красноярск. 2007. 

8. Оборотова Е. Выделка шкур // Северные просторы. 1991. № 44. С. 25. 

9. Сафьянникова Т. М. Орнаменты и украшения эвенков. Красноярск. 2008. 

10. Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока. Магадан : ОАО «МАОБТИ», 2004. С. 348 –349.

11. Эвенки. Детская люлька // Иркипедия [Электронный ресурс] http://irkipedia.ru/content/evenki_detskaya_lyulka 

Иллюстративные материалы

I. Фото

01.люлька «эмкэ» в экспозиции краеведческого музея п. Тура.

Фото сделано Р.В. Асмирассе в 2018 году в Краеведческом музее п. Тура. Эмблема

02 эмкэ в камусном чехле. Фото сделано Р.В. Асмирассе

Фото сделаны в 2018 году Валерием Петровичем Сумаковым. Мастер, изготовивший люльку, неизвестен.

03 Эмкэ — вид с левого борта

04 Эмкэ — вид сверху, показана мембрана из ровдуги в изголовье и ремешки из ровдуги для крепления в чуме

05 Эмкэ — вид с изголовья, показана дуга для крепления полога, сбоку — ремешок для крепления

06 Эмкэ — крепление верхней части с нижней

07 Эмкэ — вид снизу, состоит из 3 поперечных дощечек и суконного изголовья

II. Видео:

01 Удыгир Надежда Константиновна 1957 г.р. Родилась и живет в п. Чиринда Эвенкийского муниципального района. Образование 9 классов. Видео снято Р.В. Ассмирассе в 2018 г. в п. Тура. Рассказ о применении эмкэ в её семье.